Историко-реконструкторское движение в России


 

Историко-реконструкторское движение – явление не новое для Европы. Во время экскурсий туристам часто предлагают посетить национальные праздники, посмотреть шоу с участием персонажей одетых в национальные костюмы разных исторических эпох. Некоторые виды исторической реконструкции сами стали культурными достояниями народов и государств. Например, реконструированные национальные праздники с танцами, церемониями, играми и другими атрибутами ушедших эпох. Они привлекают туристов и способствуют увеличению интереса к истории объекта.

  • Дополнительная информация


    • Авторы:А.С. Ратнов, П.И. Черноусов
    • Организация:МИСИС Москва

Реконструкторское движение на Западе традиционно подразделяется на два основных направления: «воссоздание истории» (historicalreenactment) и «творческая история» или «творческая реконструкция» (creativehistory).

«Воссоздание истории», в свою очередь, подразделяется на «живую историю» (livinghistory) и «военную реконструкцию» (combatreenactment). Как вполне понятно из названия, первое направление уделяет внимание воссозданию всех элементов средневекового быта, в то время как второе ориентировано на турниры и групповые бои.

Историческое фехтование, по мнению большинства участников движения, представляет собой самый физически тяжелый из видов реконструкции. Для того чтобы носить доспех, и тем более, сражаться в нем, нужны хорошие спортивные данные и выносливость. К художественно –историческим реконструкторам относят реконструкторов ремесел и таких видов народного творчества как танец, песни и т.п.

Появление историко-реконструкторского движения в России датируют концом 1980-х гг. В это время появился ряд организаций, которые и сегодня профессионально занимаются театральным, зрелищным реконструированием исторических событий, например сражений.

Одной из первых форм объединений стали военно-исторические общества. Выражение «военно-исторический» тогда означало всего лишь интерес к военной истории. И в первую очередь, интерес к эпохе Наполеоновских войн. Именно «наполеонисты» стали тем фундаментом, на котором впоследствии в России получило развитие реконструкторское движение и такое явление, как спортивное историческое фехтование. Подобные клубы существовали во многих городах. Они объединяли людей разных интересов. Можно было встретить и любителей военной оловянной миниатюры, и фалеристов (коллекционеров погон, эполет, воинских знаков различий), и просто любителей военной истории.

Наиболее известным стала другая сторона их хобби – реконструкция солдатских полков времен Наполеоновских войн. Члены клубов шили униформу, изготовляли модели оружия, не только холодного, но и огнестрельного, и раз в год выезжали на фестиваль «Бородино». Зачастую клубы занимались реконструкцией отдельных полков (обычно тех, которые действительно существовали в 1812 г. в их городе) и выезжали на фестиваль небольшими компаниями, имитировавшими отдельные воинские подразделения.

Возможность облачиться в униформу армии почти двухвековой давности, пройти строем перед зрителями, сделать залп из мушкетов способствовала привлечению в такие клубы новых членов. Однако рост количества участников привел не к популяризации наполеонистского движения, как трансформации. Вновь присоединившиеся искали временной период, который дал бы больше простора для фантазии и действия. Вполне естественно, что таким периодом стали Средние века. Вместе с тем, наполеонисты не исчезли. Международная военно–историческая ассоциация (объединяющая подобные клубы уже долгое время) существует и поныне. По-прежнему проводится масштабный фестиваль "Бородино".

Молодежь привлекала возможность не только надеть доспех и взять в руки меч, но и применить их на практике. Результатом стали попытки возродить воинские традиции Средних веков, не только европейские рыцарские, но и родные, отечественные. Из-за невысокого уровня материальной базы первых клубов подобные попытки нередко терпели неудачу, но постепенное развитие привело к возможности создания не только аналогов средневекового оружия, но и надежного доспеха.

Наличие прочного шлема, кольчуги или кирасы, наручей и поножей позволило сделать поединки менее травмоопасными, а постепенное ознакомление со средневековыми учебниками фехтования и создание собственных техник привели к возникновению собственно исторического фехтования. Сам термин довольно точно передает суть явления. Фехтование подразумевает под собой комплекс приемов и техник обращения с холодным оружием в поединке, историческое – подразумевает характер антуража, в рамках которого происходят соревнования, и преемственность воинских традиций наших предков.

Необходимо отметить, что историческое фехтование в том виде, в котором оно практикуется в России, практически неизвестно за рубежом (за исключением Польши). Для иностранных турниров характерно использование смягченных видов оружия (в том числе изготовленных из резины) и максимальное стремление обезопасить участников от травм. Российские же турниры проводятся Федерацией исторического фехтования в полный контакт, весьма напоминая этим некоторые виды экстремального спорта (по сути, они и являются экстремальным видом спорта). Вероятность получения поединщиком травмы вовсе не исключается, что может служить дополнительным источником острых ощущений для некоторых из участников.

Отличительной чертой того течения внутри исторического фехтования, которое представляет Федерация, является стремление к превращению хобби в официально признанный спорт.

В наши дни такое оружие, как мечи, алебарды, копья и т.д., изготавливается либо в декоративных целях, либо в рамках реконструкторского движения. В первом случае имеет значение только внешний вид, а во втором – первостепенное значение имеют механические качества. В подавляющем большинстве случаев мастерская, занимающаяся изготовлением доспехов и оружия, покупает в качестве исходного материала прокат: полосу, лист, пруток, проволоку. Гораздо реже реконструкторы строят небольшие печи для получения кричного железа, основываясь на археологических данных. И скорее даже не для производства оружия или доспеха, а из интереса к технологии выплавки кричного железа.

Самые используемые марки стали в рекострукторском движении: Ст08, Ст3, 65Г и 45Г. Для клинкового оружия, наконечников древкового оружия и доспехов чаще всего применяется сталь 65Г. Для деталей пластинчатых и чешуйчатых доспехов также используется Ст3.

Большинство деталей доспеха выполняется в технике холодной дифовки[1] из стали толщиной 1 – 2 мм, наиболее тянутые элементы (налокотники, наколенники, шлемы) – ковкой. Вместо вытяжки глубоких деталей часто используется сварка детали из 2 – 3 фрагментов, например купол шлема. Для придания необходимых механических свойств чаще всего применяется газопламенная закалка.

Только самые ранние кольчуги делались из сведенных колец (т. е. концы куска проволоки, из которого изготовлялось кольцо, ничем не скреплялись). В большинстве кольчуг кольца сваривались или заклепывались, причем сварные кольца, обычно соединялись между собой с помощью заклепанных, но существовали и кольчуги, в которых все кольца были сварными или заклепанными.

Наиболее простым вариантом плетения было «4 в 1», при котором одно кольцо соединяется с четырьмя соседними. Также существовали варианты плетения«6 в 1», «8 в 1», «8 в 2», – которые улучшали защитные свойства и прочность кольчуги, но увеличивали вес и время изготовления, а, следовательно, и стоимость готового изделия.

Оба типа колец (сваренные и склепанные) были сделаны кузнецом, использовавшим самодельную железную проволоку. Проволока для колец была изготовлена одним из двух методов. Первый метод заключался в том, что кузнец ковал прут до нужного размера (диаметра). Другой, более трудоемкий метод, позволявший получать более качественную проволоку, представлял собой процесс «волочения».Кузнец протягивал железный прут последовательно через несколько металлических конусов (отверстия волочильной доски), постепенно уменьшая прут в диаметре, удлиняя и придавая сечению заготовки круглую форму. Бесшовные кольца вырубались из листа металла.

Для изготовления одной кольчуги требуется 7 – 8 килограмм стальной проволоки, стержень и несколько деревянных брусков. Стержень: диаметр его должен быть равен внутреннему диаметру колец. На расстоянии 1 см от конца сверлится сквозное отверстие диаметром чуть большим, чем диаметр проволоки. Стержень зажимается в тисках, в отверстие вставляется конец проволоки и равномерными круговыми движениями наматывается пружина. После откусывания бокорезами лишних частей проволоки, пружина снимается с машинки и растягивается так, чтобы расстояние между витками примерно равнялось 1,5 – 2 диаметрам проволоки. Растянутая пружина бокорезами нарезается на кольца. В случае если откусить кольца от пружины обычными кусачками проблематично, и используется зубило. Первое кольцо отгибается на 90 градусов от плоскости торца пружинки, и отрубается зубилом, потом следующее, и т.д. Возможен способ отделения колец с помощью ножовки по металлу, когда пружина распиливается на кольца, прямо на стрежне. Также возможен вариант распиливания отрезной машинкой с тонким диском. Каждое разомкнутое кольцо продевается в четыре кольца, концы сводятся, соединяя пять колец.

Реконструкторское движение выполняет культурно–рекреационную, театрально–зрелищную, спортивную и образовательную функции.

Осуществление спортивной функции обеспечивается работой секций, клубов, неформальных и формальных мероприятий проводимых участниками движения. Историческим фехтованием могут заниматься практически все желающие, но регулярные тренировки требуют значительных физических усилий и крепкого здоровья.

Образовательная функция проявляется в подготовке к крупным фестивалям. Реконструкторские клубы в этот период занимаются изготовлением костюмов, доспехов и утвари. Некоторые клубы при этом проделывают большую исследовательскую работу, исследуют различные исторические источники, участвуют в дискуссиях с профессиональными историками по поводу деталей использования отдельных приёмов и технологий (в том числе военных).

Выполнение культурно–рекреационной функции кроме работы клубов и существования неформальных объединений и проведения различных сборов и мероприятий обеспечивается востребованностью и популярностью данного движения, что связано с активным развитием рекреационной сферы в России.

Выполнение театрально–зрелищной функции происходит благодаря привлечению общественного внимания, что обеспечивается повышением качества деятельности и увеличением числа участников данного движения.


[1] Дифовка – древний прием холодной обработки листового металла, производимый непосредственными ударами молотка, под которыми он тянется, изгибается, садится и в результате приобретает необходимую форму. От кузнечной ковки дифовка отличается тем, что она производится в холодном состоянии. Ковка производится ручными молотами, которыми кузнец (один, или с помощью молотобойцев) обрабатывает изделие ручными или механическими молотами.


Список использованных источников:

  1. Колчин Б.А. Обработка железа в Московском государстве в XVI в. М. 1949
  2. Кордонский М, Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники. глава «Движение любителей исторической реконструкции». М. 2008
  3. Коробейников А.В. Историческая реконструкция по данным археологии. 2005
  4. Серавин А.И. Занимательная историческая психология средневековья Санкт-Петербург 2006.
  5. Требунский А. Исторические реконструкция и фехтование - Часть I: ex-СССР 13.09.2007 по материалам с сайта проекта Ludology.Ru
  6. Требунский А. Исторические реконструкция и фехтование - Часть II: За рубежом 26.09.2007 по материалам с сайта проекта Ludology.Ru

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

MetalSpace

Опубликовано MetalSpace

Адрес электронной почты: info@metalspace.ru
Предлагаем сотрудничество
  • Опубликуй свои произведения в электронной форме.
  • Размести научную статью или пресс-релизы на страницах нашего портала.

Оставь комментарий